пятница, 8 февраля 2013 г.

система муниципального право

нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

прежде всего конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской, Томской, Тюменской областях); об организации местного самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской областях и др.) или об основах местного самоуправления (в Алтайском крае);

законы субъектов Российской Федерации,

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

постановления Правительства Российской Федерации, такие, как Постановление "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" от 15 декабря 1999 г. 1394.

указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. 568; Указ "О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации" от 22 октября 1998 г. 1281;

Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.06.98 85-ФЗ);

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 107- ФЗ);

федеральные законы, среди которых основными в настоящее

Конституция Российской Федерации;

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

Систему источников муниципального права составляют:

     Поскольку в соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления. Кроме того, многие вопросы местного самоуправления могут быть определены только самим населением или его органами в муниципальных нормативных актах.

     Принятый на основе конституционных норм Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. конкретизировал конституционные принципы осуществления и организации власти на местах.

     Конституция Российской Федерации 1993 г., принципиально отказавшаяся от советских терминов "местные органы государственной власти и управления", определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ. Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации. С другой стороны, понятие местного самоуправления используется в связи с определением правового положения человека и гражданина. Право осуществлять местное самоуправление признано неотъемлемым конституционным правом гражданина. Значит, любой гражданин Российской Федерации, где бы он ни проживал, должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление получило официальное признание и статус самостоятельной формы народовластия сначала в принятом в 1990 г. Верховным Советом СССР Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", а затем - в Законе РСФСР "о местном самоуправлении" 1991 г.

     В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой - защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете подчиненных Верховному Совету СССР. Управление на местах рассматривалось в качестве одной из форм государственного управления, а местное самоуправление (муниципализм) отвергалось как чуждый для советской власти буржуазный принцип.

     Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.

Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права.

ПРАВОВЕДЕНИЕ. Тема 27.

Комментариев нет:

Отправить комментарий